История нашего сегодняшнего праздника не очень давняя: его начали праздновать с 2003 года. Однако, если говорить о самом кукольном театре и более того – об истории кукол, то нам придётся пропутешествовать во времени далеко-далеко… Ещё в первобытные времена у детей появлялись первые куклы, которые вам покажутся совсем странными. Но уже в Древнем Египте появились куклы, у которых двигаются руки и ноги и играть ими стало гораздо интереснее. Вот родители взяли такую куклу и с её помощью начали рассказывать своим детям старую сказку… Так и зародился первый домашний кукольный театр.
Первые кукольные театры сложно назвать детскими, также как и кукол – они делались специально для представлений о жизни богов, которые показывались на разных празднествах для всех жителей древних городов Индии, Египта, Рима и Греции и других государств. Кстати, именно в Древней Греции появились первые миниатюрные кукольные театры, в которых шли уже не религиозные спектакли и комедии греческих авторов.
С тех пор появились на свет самые разные виды кукол: марионетки – куклы на нитках, перчаточные – их актёр надевает на свою руку, тростевые, механические и теневые. Оживляет этих кукол специальный актёр – кукловод. Только мастер может сотворить истинное чудо, и перед вами предстанет не просто кусок дерева или ткани, а самый настоящий Петрушка, Змей-Горыныч или бесстрашный рыцарь со своей историей.
Баллады о рыцарях стали одним из самых популярных жанров кукольного театра в Средние века. Марионетки в латах сражались на турнирах, вели возвышенные и комические диалоги, пели песни и танцевали. Часто героями марионеточных выступлений становились и короли с вельможами: в таких спектаклях высмеивались их жадность и глупость.
Довольно интересными куклами являются и индийские теневые. Театральные действа с такими куклами назывались в Древней Индии ваянгами, что подразумевало отражение с помощью тени реальной жизни, объединение фантазии и действительности. Куклы такого театра теней – настоящее произведение искусства. Мастер старался вырезать её особо выразительной, особо прорабатывая черты лица. Благодаря таким куклам перед зрителями на экране, как в призрачном сне, проносились сцены из легенд и сказаний…
В каждой стране были свои традиции кукольного театра, ну а любимой куклой всех русских театров является, конечно же, Петрушка – дальний родственник итальянского проказника Пульчинеллы. Он является перчаточной куклой, но вы можете встретить и понятие «петрушечная», потому что Петрушка – главная наша кукла в виде перчатки. Бродячие скоморохи разыгрывали на базарах весёлые истории носатого чудака в красном колпаке. Первое историческое документальное упоминание о таком театре относится к 1616 году. Возможно, вам будет интересно узнать, что у Петрушки изначально было несколько имён: Пётр Иванович Уксусов, Самоваров, Ванька Ратотуй и даже Ванька Ру-тю-тю. Но лучше прижилось конечно же прозвище «Петрушка». Во всех сценках он неизменно побеждал злых героев и боролся за правду. Не удивительно, что этому герою посвящён целый балет русского композитора Игоря Стравинского с одноимённым названием! Как и сам герой, так и балет прославили нашу культуру на весь свет.
Известен на весь мир и Центральный театр кукол имени С. В. Образцова в Москве. Его основатель Сергей Владимирович Образцов как-то в детстве получил в подарок перчаточную куклу Би-Ба-Бо, и с тех пор он окончательно увлёкся кукольными постановками. Особое оформление, тщательно подобранная музыка, сопровождающий представление хор и оркестр стали неотъемлемой частью спектаклей, которые любили как дети, так и взрослые. Предлагаем вам отрывок из известнейшего спектакля «Необыкновенный концерт» (постановка С. Образцова и С. Самодурова, телеверсия 1972 г.).
Театр Сергея Образцова радовал зрителей не только в мирное время: во время войны его актёры с куклами ездили на фронт, чтобы подбодрить солдат и раненых в госпиталях. Такие поступки достойны уважения! В наше время дело знаменитого кукольника живёт и продолжает радовать уже современных детей.
Есть замечательный кукольный театр и у нас в городе. Этот театр кукол – поистине место сближения поколений. С 1971 года он поселился в бывшей кирхе Святой Луизы и с тех пор принял в своём зале, наверное, всех детей нашего города. Замечательные и добрые спектакли, сыгранные на его сцене, видели ваши бабушки с дедушками, мамы с папами, старшие братья и сёстры – ну просто все! День театра кукол – лишний повод посетить его и вам. А пока ваши родители изучают афишу, советуем познакомиться с литературой по истории кукольных театров.
Андрианова-Голицына, Ирина Анатольевна. Театр кукол // Детская энциклопедия : Театр / И. А. Андрианова-Голицына. – Москва, 2000. – С. 379-396. – (Я познаю мир).
Барик, Майя. Кукольный театр / Майя Барик ; иллюстрации К. Лоухи. – Москва : Мелик-Пашаев, 2014. – 85 с.
Взрослые играют – дети смотрят // Детская энциклопедия : Игрушки / сост. Н. Г. Юрина. – Москва, 2000. – С. 325-352. – (Я познаю мир).
Виды театра // Энциклопедия для детей. Т.7 Искусство. 4.3. Музыка. Театр. Кино / редактор М. Аксёнова, В. Володин и др. – Москва, 2006. – С. 226-231. – (Аванта+).
Куклы мира / редакторы: М. Аксёнова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 184 с. – (Самые красивые и знаменитые).
* * *
Боровков, Н. Кто растёт на кукольной грядке? : [герой кукольной комедии – Петрушка] / Н. Боровков, Константинова А. // Костёр. – 2017. – № 3. – С. 27. – (Кулинарные истории).
Голдовский, Борис Павлович. Кукольная Москва // Детская энциклопедия. – 2006. – 54 с.
Какие театры на свете бывают и что за артисты для нас выступают? // Весёлые уроки. – 2018. – № 9. – С. 6-11. – (Академия развесёлых наук).
Константинова, А. Магия на нитях : [марионетка] / Константинова А., Н. Боровков // Костёр. – 2017. – № 5-6. – С. 32. – (Кукольные истории).