«Не дай, Господи, чтобы человек устал творить добро, отчаялся в своих стремлениях, не получив награды, или произнёс слово жалобы. Для веры достаточно того, что все сущее стонет из-за своей бренности и все же стремится вперёд с необоримым постоянством; быть не может, чтобы эти усилия остались втуне!».
Выдержка из очерка Стивенсона «Прах и тень»
Роберт Льюис Стивенсон родился в семье морского инженера. С деда-прадеда Стивенсоны были строителями маяков и изобретателями. Главным делом жизни Томаса Стивенсона, отца будущего писателя, было строительство маяка Скерривор. Близость моря, паруса и волны, суровые рифы – все это впоследствии скажется на творчестве писателя. Единственный и крайне болезненный ребёнок, он в течение всей своей жизни страдал чахоткой и никогда не чувствовал себя вполне здоровым.
До тринадцати лет здоровье мальчика было слабым, и его устроили на учёбу в закрытую школу. Поездки по Шотландии во время летних каникул оставили глубокий след в душе мальчика: рассказы о кораблекрушениях, неумолимые буруны, горные вершины развивали воображение будущего писателя. Стивенсон горячо полюбил родной край, его природу и историю.
В 1867 Стивенсон поступил в Эдинбургский университет и начал изучать юриспруденцию по требованию отца, крайне огорченного отказом сына продолжить семейную традицию и стать инженером. В студенческие годы (1867-1873) его отношения с отцом стали очень сложными. Стивенсон эпатировал «добропорядочный» Эдинбург своей богемной поведением, небрежно одевался – все это раздражало отца, и он в сердцах даже лишил сына права на наследство.
Состояние здоровья Стивенсона ухудшилось, и по совету врачей он уехал на юг, во Францию. Продвигаясь по незнакомым местам от Дувра до Ментоны, Стивенсон начал создавать свои первые путевые очерки. Оказавшись замечательным путешественником, имея острый глаз и талант сходиться с людьми, Стивенсон в 1873 году юношескими путевыми заметками начал перечень своих публикаций. От этого времени и до самой смерти Стивенсон ежегодно публиковать хотя бы одно новое произведение. Жизнь во Франции были для Стивенсона счастьем. Среди многих его увлечений этого периода следует назвать средневековую поэзию.
Вернувшись домой после длительного лечения Стивенсон, сдав выпускные экзамены по шотландскому праву и получив звание адвоката, сфотографировался в мантии и парике и начал изредка наведываться в «Парламентский зал». Но довольно скоро Стивенсон даже перестал делать вид, будто занимается адвокатской практикой. С тех пор смыслом его жизни стала литературная деятельность.
В 1876 в жизни Стивенсона вошла Фэнни Озборн. Когда они встретились, ей было 36 лет. Она жила с детьми отдельно от мужа. Ее дочке Белл на то время исполнилось семнадцать (в последние годы жизни Стивенсона, она станет верным помощником и секретарём писателя), а сын был школьником (Ллойду Озборну суждено стать для Стивенсона другом забав и первым слушателем многих его книг). Стивенсону тогда было 26 лет. Он предложил Фэнни получить развод и выйти за него замуж. Три с половиной года прошло со времени их первой встречи до женитьбы. Фэнни была американкой, волевой, умной и «практической» женщиной. Благодаря её усилиям, в конце концов, произошло окончательное примирение Стивенсона с отцом. Сначала родители, чтобы помешать этому браку, лишили сына материальной поддержки. Но они недооценили силу его чувств и забыли о «кремень» его характера. Ради Фэнни Стивенсон пересёк в корабельном трюме океан, преодолел двухнедельное путешествие в американском поезде без спального вагона. Больной, измученный, он появился перед Фэнни неожиданно для неё самой, поставив женщину в весьма затруднительное положение. Он претерпел лишения и нищету, обострение туберкулёза, и все же в мае 1880 измученные влюблённые поженились.
В Англию они возвращались первым классом (все расходы взял на себя отец). Фэнни сразу поняла, что вошла в солидную буржуазную семью с более чем заурядными достатком: отец назначил им хоть и скромное, но достаточное для пропитания содержание, а весной 1885 семья поселилась в доме, подаренном Фэнни Томасом Стивенсоном. Свой новый дом сын в знак благодарности к отцу назвал «Скерривор».
Все эти годы Стивенсон неутомимо и очень много работал, одна за другой выходили его книги. Даже прикованный к постели после очередного горлового кровотечения – полуслепой, с привязанной рукой, он не оставлял литературного дела, его произведения оставались яркими, полными оптимизма и имели большой успех у читателей.
Роберт Льюис Стивенсон
Смерть отца позволила писателю изменить свою жизнь. Сначала он с семьёй переехал в Америку, нанял яхту «Каско» и в течение семи месяцев плавал в Южных морях. Морские странствия вернули Стивенсона к жизни, он снова преисполнился сил, мог общаться с людьми, грести, ездить верхом, прорубать дорогу в зарослях. Жизнь казалась ему волшебной сказкой. В Южных морях бесились ужасающие штормы и шквалы, а плавание между островами было весьма опасным... Но опыт показал, что, только живя вблизи экватора, Стивенсон чувствует себя хорошо. Поэтому он решил купить участок земли, и его выбор пал на Ваилиму («Пять рек»). Так до конца своих дней Стивенсон остался жить среди туземцев, на острове Уполу, одном из островов Самоа. Он изучал местный фольклор, дружил с местными жителями, участвовал в их жизни, с удовольствием ездил верхом и много работал не только за письменным столом, но и физически.
Еще при жизни Стивенсон стал легендой. Творцом этой легенды в значительной степени был он сам. На острова Океании, где жил писатель, отправлялись толпы паломников. В его доме подолгу гостили друзья. В торжественных случаях прислуга Стивенсона появлялась в раскрашенных королевскими цветами повязках на бёдрах. Интерес к личности Стивенсона, к его жизни на островах, к его приключениям был огромным. Стивенсон создал вокруг себя приключенческий мир, а его жизнь только усиливало впечатление от написанных им книг. Сага жизни Стивенсона была как бы приложением к его произведениям.
Стивенсон в окружении близких и туземцев (вилла Ваилима, Западное Самоа)
Стивенсоны были на Самоа «первыми гражданами». Туземцы почитали Стивенсона, называя Тузиталою, то есть Рассказчиком. Вожди острова расчистили до дома Стивенсона «дорогу любящих сердец», «дорогу благодарности». 13 ноября 1894 Стивенсону исполнилось 44 года, по этому случаю на острове состоялся праздник. А 3 декабря, занимаясь домашними делами, Стивенсон вдруг упал – кровоизлияние в мозг. Через два часа он умер.
Похоронили Стивенсона весьма романтично – его могила расположена на вершине горы Веа, откуда по сторонам, пока хватает глаз, простилалаются воды Тихого океана. Чтобы отдать последнюю дань уважения Тузитале, местные жители медленно продвигались вверх крутыми склонами горы, в полном молчании топорами и мотыгами прокладывая путь к месту, которое выбрал для своей могилы сам писатель. На надгробъе Стивенсона, согласно его завещанию, выбито стихотворение поэта «Реквием»:
Под звёздами небосвода
Положите меня в могилу.
Я любил эту землю милую,
Жил счастливый, умер счастливый.
После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений. Талант писателя яркий и многогранный, он работал в самых разных жанрах – романы, рассказы, путевые очерки, повести, стихи, эссе, пьесы. Прослеживая основные этапы становления стивенсоновского «романтизма», прежде всего следует вспомнить первые две книги Стивенсона: «Путешествие внутрь страны» и «Путешествия с ослом в Севеннах» (1879). В этих произведениях Стивенсон проявил себя как искусный очеркист и блестящий стилист. На основе забавных недоразумений, путевых приключений, случайных встреч, не слишком интересных событий он создал полные очарования рассказы, в которых чувствуется свежесть восприятия, «живая душа» автора.
Мировую славу Стивенсону принёс роман «Остров сокровищ» (1883). Книга принадлежит к жанру приключенческой литературы для подростков и среди книг этого типа, бесспорно, занимает почётное место. К историям про сокровища и пиратов, убийства и штормы Стивенсон обратился в угоду Ллойду, который оказался добрым «вдохновителем».
В «Острове сокровищ» Стивенсон нашёл путь к неисчерпаемо-неувядаемому успеху. Роман десятки раз издавался во многих странах мира.
Кадр из мультфильма «Остров сокровищ» (Киевнаучфильм, 1988, режиссёр Д. Черкасский)
Морально-этические проблемы интересовали писателя в течение всей его жизни. В их решении он опирался как на традицию романтиков, так и в определённой степени на творчество Достоевского. Проблему добра и зла в человеческой натуре Стивенсон раскрывает в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) на теме раздвоенного существования главного героя. Успешный, избалованный состоятельностью и роскошью доктор Джекил, прибегнув к пристального самонаблюдения, сумел удивительным способом с помощью волшебного зелья выделить в самостоятельное существо воплощения своих самых низменных порывов. Так на свет появился ужасный мистер Хайд, преступления которого привели к зловещих последствий: зло вытеснило добро в натуре доктора Джекила, и герой погибает. Его самоубийство свидетельствует о том, что те капли человечности, которые ещё оставались в нём, восстали против зла и жестокости. Эта книга имела грандиозный успех среди читателей, именно тот успех, ради которого Стивенсон работал всю свою жизнь.
Стивенсону также принадлежат романы «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893), «Чёрная стрела» (1888), «Хозяин Баллантре» (1889). В этих приключенческих книгах автор часто использует исторический материал, но история для него лишь фон, на котором он изображает острые драматические ситуации и характеры мужественных людей.
В последние годы жизни Стивенсон, живя на Самоа, написал сборник рассказов «Вечерние островные беседы» (1893), в которой правдиво обрисовал быт и традиции жителей Океании. Очерки, вошедшие в книгу «В южных морях» (1896), настолько увлекательные, что понимаешь, почему иногда их читают даже охотнее, чем «Остров сокровищ». Люди, которые лично знали Стивенсона, утверждали, что слушать его было ещё интереснее, чем читать его произведения.
Творчество писателя хорошо известно в нашей стране. Для нас он остаётся прежде всего детским писателем, автором одной книги – «Острова сокровищ». Кроме того, стоит упомянуть и о том, что немало произведений Стивенсона были экранизированы.
Экранизации:
- «Остров сокровищ» (Ленфильм, 1982, реж. В. Воробьев).
- «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» (Ленфильм, 1981, реж. Е. Татарский).
- «Остров сокровищ». Мультфильм (Киевнаучфильм, 1988, реж. Д. Черкасский).
Книги Р. Л. Стивенсона и о нём в фонде библиотеки:
- Стивенсон, Р. Л. Детский цветник стихов. Детство : фрагмент очерка «Воспоминания о самом себе» / Р. Л. Стивенсон ; перевод: М. Я. Бородицкой, Г. М. Кружкова, Л. Л. Яхнина, Л. Я. Зимана ; художник Ч. Робинсон ; составитель, автор предисловия М. М. Лукашкина. – Москва : Октопус, 2011. – 192 с. : ил.
- Стивенсон, Р. Л. Остров Сокровищ / Р. Л. Стивенсон ; перевод Н. Чуковского ; художник Р. Ингпен. – Москва : Махаон, 2010. – 240 с. : ил.
- Стивенсон, Р. Л. Похищенный : роман / Р. Л. Стивенсон. – Москва : Норд, 1991. – 207 с.
- Стивенсон, Р. Л. Приключения принца Флоризеля : повести, роман / Р. Л. Стивенсон ; художник Н. Я. Бойко. – Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1991. – 416 с.
- Стивенсон, Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда : повести и рассказы / Р. Л. Стивенсон ; перевод И. Кашкина [и др.]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2015. – 320 с. – (Азбука-классика).
- Стивенсон, Р. Л. Чёрная стрела : повести / Роберт Луис Стивенсон ; иллюстрации Уолтера Пэджета. – Москва : Эксмо, 2014. – 768 с. : ил. ; 21 см. – (Всемирная классика приключений).
- Стивенсон, Ф. Жизнь на Самоа / Ф. Стивенсон, Р. Л. Стивенсон. – Москва : Мысль, 1969. – 239 с. : ил.
* * *
- Олдингтон, Р. Стивенсон : портрет бунтаря / Р. Олдингтон. – Москва : Книга, 1985. – 270 с.
Информационно-библиографический отдел
{crossposting}