«За всё в тревоге…» Мне близка эта ёмкая формула детства,
растворенная в книге Бориса Минаева с ненавязчивостью самой достоверности».
Виктор Ерофеев
«В Минаеве живёт тот самый мальчишка, глазами которого он видит происходящее.
Ему дан редкостный дар полного перевоплощения в героя.Люблю Бориса Минаева, лучшего современного прозаика из до сих пор ненапечатанных,
да и вообще лучшего. Его рассказы – это серьёзная проза, после знакомства с которой
любой ребёнок начнёт понимать, что такое искусство слова».
Ольга Корф,
директор московского Дома детской книги
Вехи и достижения
- Родился 24 мая 1959 года в старом районе Москвы.
- С детства мечтал о журналистской карьере.
- Первые рассказы написал в 16 лет.
- Оба родителя с сомнением относились к желанию сына заниматься литературой, несмотря на это Борис Минаев поступил на факультет журналистики МГУ.
- С 1981 года работал журналистом в центральных изданиях.
- В 1982 году Борис Минаев случайно попал на совещание молодых писателей: семинар детской литературы Якова Акима и Сергея Иванова, где зародилось будущее Общество детских писателей «Чёрная курица». К тому времени Борис Дорианович написал всего два небольших рассказа о школьниках.
- Первая публикация – повесть «Друг по переписке» (журнал «Пионер», 1988 год. № 3, 4. Опубликована в сокращении, первый вариант был раза в два длиннее).
- В 1988-1990 годах написал первый блок рассказов из «Детства Лёвы».
- В 1991 году был принят в Союз писателей СССР.
- Публиковал рассказы для детей в журналах «Пионер», «Костёр», «Кукумбер», «Колобок и два жирафа».
- Заслуженный деятель культуры РФ (1999).
- Лауреат Большой премии сезона 2005-2006 гг. (2-е место) в национальном конкурсе детской литературы «Заветная мечта» за книгу «Детство Лёвы».
- Дважды (2006 и 2008) номинировался на премию «Большая книга» – за романы «Гений дзюдо» и «Психолог».
- Награждён премиями журнала «Октябрь» за лучшую публикацию года: роман «Психолог» (2007), цикл статей о театре (рубрика «Литчасть», 2009).
Борис Минаев о себе, отвечая на вопросы
1. Кем Вы хотели стать в детстве?
В детстве хотел стать разведчиком (как сейчас говорят, шпионом, что отражено отчасти в рассказе «Дядины погоны»). И писателем. Журналистом (плохо себе представляя, что это такое), захотел стать после просмотра фильма «Журналист». И не потому, что там показана красивая журналистская жизнь, а потому что сразу видно, что даже в советское время представители этой профессии обладали большей независимостью, чем все остальные. Первые художественные произведения – сказки, записки о дворе написал в 8-9 классе, в возрасте 14-16 лет. Затем попал в редакцию «Комсомолки» и абсолютно заболел редакционной атмосферой. В 15-16 лет хотел стать таким, как тогдашний Юра Щекочихин, капитан «Алого паруса» (то есть корреспондент, отвечавший за выпуск страницы для подростков). Не примерно таким, а точно таким же. Во всех деталях. Это был мой кумир. В детстве я хотел стать Юрой Щекочихиным. Но, к счастью, не стал. Или к несчастью, не знаю. Занимался боксом, но быть профессиональным спортсменом никогда не мечтал.
2. Зачем Вы ходили в школу?
Трудно сказать. Потому что не мог не ходить. Но в моем случае хождение в школу было психическим травматизмом. Я не был изгоем, но не любил драться, не мог давать сдачи. И на мне отрывались те, кому нужно было решить какие-то свои внутренние проблемы. Я переходил из школы в школу. Был абсолютно замкнутым человеком. Закрытым и болезненным. Хотя описать это все трудно в анкете. Лучше – в рассказах опишу. От школы не осталось практически ничего хорошего – ни друзей, ни воспоминаний. Хотя были люди, с которыми я хотел дружить и они со мной хотели. Но не получилось.
3. Ваша любимая книга (в 7 лет, 15 лет, сейчас):
В 7 лет… Вряд ли такая была. Скорее всего – «Незнайка» и «Чиполинно». То ли я читал, то ли мне читали…. Но эти две книги помню по картинкам. И они, конечно, самые любимые из первых.
В 15 лет у меня было много любимых книжек. Луи Буссенар («Капитан «Сорви голова»). Жюль Верн. Майн Рид («Охотники за растениями», кажется, или за камнями???, словом, не «Всадник без головы»). Конан Дойль («Затерянный мир»). Фенимор Купер («Последний из могикан»). Конечно, «Волшебник изумрудного города» и «Урфин Джюс» Волкова. Александр Беляев, целая куча его романов. «Тайна двух океанов» Адамова. Сергеев-Ценский (как ни странно). Рассказы Джека Лондона (особенно про боксеров, «Кусок мяса» и «Мексиканец»). Вот такая чисто мальчишеская литература. Книжки в основном брал у тёти, и мама приносила, брала у знакомых. Вообще достать хорошую книжку было сложно. Сложнее, чем даже копчёную колбасу или путёвку в Крым.
…Все детство я хотел прочитать настоящий роман. Про жизнь. Про людей. С длинным-длинным сюжетом. Хватался за все: в первом классе за Диккенса (не пошло). Потом за Гюго, за «Анну Каренину» (опять не пошло). Летом в деревне у тётки осилил Ромен Роллана («Кола Брюньон», жутко понравилось, но ничего не понял). В общем, роман для себя так и нашёл. Американцев (Сэлинджера или Хемингуэя) никто мне не давал. Или я боялся их брать. Мопассан и Золя не нравились.
Каким-то паллиативом была советская детская и юношеская литература (Гайдар, «Судьба барабанщика», до сих пор считаю шедевром) и русская классика (Чехов, Гоголь, что-то из Толстого). Но в 15 лет я нить чтения потерял. Не понимал, что читать. И решил писать сам.
Сейчас (2002 год) любимой книги нет. Если говорить о потрясениях, пережитых в студенческом возрасте или позже, то это, конечно: Достоевский, Фолкнер, опять Чехов, Бунин, Трифонов, Маркес, Воннегут, Булгаков…. И кое-что из мировой классики, в частности, античная драма, Шекспир (спасибо журфаку и его преподавателям!). Из последних (для меня) открытий: рассказы Борхеса. К модным российским писателям отношусь без всякого предубеждения, очень люблю Акунина и Пелевина, очень люблю Улицкую (но не все)…Сорокин совсем не нравится. Из детских своими учителями считаю Гайдара, Алексина, Коваля (горжусь личным знакомством и тем, что он рекомендовал меня вместе с покойным Сергеем Ивановым и Леонидом Яхниным в СП СССР). Когда-то нравился Крапивин. Когда-то нравились Стругацкие.
4. Самый решительный поступок в Вашей жизни.
Женитьба в 19 лет, как мне тогда говорили. Но я так не оценивал — иначе случиться просто не могло. Скорее, это не самый решительный, а самый удачный поступок в моей жизни. Достаточно решимости нужно было, чтобы уходить с одной работы на другую. Каждый раз. Достаточно решительно я поехал на совещание молодых писателей, написав, по сути дела, только один-два рассказа. Довольно решительно взялся за повесть, которая была по тем временам резко-обличительной (написал я её в 83-м году). Довольно решительно пошёл вместе с Левой Яковлевым к Ролану Быкову выбивать помещение на Чистых прудах для «издательства молодых детских писателей». Каждый из этих поступков приносил огромные плоды, не всегда однозначные, но огромные. В последнее время мне решительных поступков в жизни не хватает. Но выдумывать их из головы — не хочу.
5. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.
Скованность. Робость, боязнь. Неумение выбрать главное в жизни. Неумение каждодневно писать, работать (так и пишу урывками, а мне уже 42). И очень большая нелюбовь к поездкам — это огорчает.
6. Кого из писателей — живых и ушедших — Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зелёной лампой?
Очень бы хотелось посидеть с Гайдаром (как со старшим, так и с его сыном, Тимуром). Очень бы хотелось оживить Коваля, Серёжу Иванова, Колю Ламма, выпить с ними. Собрать наш семинар, который вёл Яков Лазаревич Аким вместе с С.Ивановым и опять собраться всем, кто туда ходил — Москвиной, Бородицкой, Яковлеву, Собакину, Седову, Леше Зайцеву. Разные там были люди, но были и очень мною любимые. Воскрешать классиков я бы не решился, но увидеть одним глазком Фолкнера или Конан Дойла — искушение, конечно, большое.
7. Почему Вам нравится быть писателем?
Писателем, в моём понимании, я ещё не стал. Поэтому отвечать не могу.
Источник: http://bibliogid.ru/articles/674
Книги Бориса Минаева в нашей библиотеке
Детство Лёвы. – М. : Изд-во «И.В. Захаров», 2001. – 256 с. : ил.
Это повесть в рассказах о маленьком московском мальчике Лёве. Собрание удивительно лиричных и психологически точных рассказов о детстве. Эти истории живут вне времени, но при этом очень хорошо передают особый ностальгический дух Москвы 60-х годов прошлого столетия. И для подростка, и для взрослого человека это возможность прочесть хороший текст и заодно вспомнить себя в детстве.
Чужие ребята: рассказы / Худож. Иванюк В.В. / Б.Д. Минаев. – М. : Арт Хаус медиа, 2011. – 300 с. : ил.
Автор тонко чувствует психологию ребёнка. Его герои, мальчишки московских дворов, кажутся нам давно знакомыми, при этом у каждого – свой характер, своя изюминка. Отношения между ними непростые: здесь и ревность, и зависть, и корысть, и чего только нет. Писатель честно и взволнованно рассказывает об этом. Но вот у мальчишек появилась общая цель: строительство спортивной площадки – и отношения во дворе преобразились. В книге удивительно достоверно передана атмосфера времени, дух московских дворов и коммунальных квартир.