Биография
Мария Бершадская родилась 29 декабря 1970 года.
«Помню, какое-то время я хотела быть дирижером. Наверное, это было в первом классе. Мне просто нравилось, как они машут руками. Это было очень здорово. Потом, в старших классах, у меня появилось желание стать адвокатом. Но в начале 10-го класса, благодаря молодежному журналу «Парус», я оказалась в малой редколлегии и стала писать статьи. К этому времени я уже понимала, что, не очень-то умею делать что-то руками. Зато у меня неплохо получалось управляться со словами. Поэтому дальше все строилось вокруг словесной профессии.»
В 1995 году окончила сценарный факультет ВГИКа. Работала сценаристом над документальными фильмами «Судьба человека», «Обратный отсчёт», а также над мультипликационными проектами. Принимала участие в разработке сценария для детской телепрограммы «Улица Сезам».
После школы помогала в Детском хирургическом отделении и в реанимации. В настоящее время старается участвовать в благотворительных встречах в онкоцентре в Боровлянах (Беларусь), которые устраивает Тамара Лисицкая.
Мария замужем. Муж по образованию кинооператор, сейчас занимается компьютерной графикой. Старший сын учится в лицее БГУ на отделении истории, собирается поступать на психологический факультет. Средняя дочь очень рисующая, но быть художником не хочет. Младшая любит футбол, машинки, лего, различные механизмы, рисование и чтение.
Литературная деятельность
У Марии вышла книга стихов в то время, когда она работала над первым сезоном «Улицы Сезам». Это было давно, и после этого она ушла в документальные телепроекты.
Когда Марии было 17 лет, писала прозу. Поступая во ВГИК, была уверена, что будет писать очень глубокомысленные тексты. Когда закончила ВГИК и попала на «Улицу Сезам», то познакомилась с замечательными детскими писателями Мариной Бородицкой, Ксенией Драгунской. Многому у них научилась. Именно тогда вдруг поняла, что ей самой очень интересно что-то придумывать для детей.
«Я сама очень занудный редактор. Еще во времена телевидения была шеф-редактором большого проекта и научилась кропотливо редактировать тексты. Прежде, чем отправить книгу издателю, я вычитываю ее по многу раз – чтобы мне самой все понравилось. Хотя потом, конечно, находится ещё над чем поработать и вместе с редактором из издательства. Когда книжка дописана, я читаю её детям. У меня есть контрольная группа: мои дети и дети друзей. Мне важно читать свои книги вслух. Потому что написанная фраза может выглядеть замечательно, но потом начинаешь её читать – и она не звучит. А для меня важен ритм, легкость. Когда я читаю детям вслух – все-таки очень волнуюсь. Поэтому, часто слышу какие-то вещи, которые не уловишь, читая себе.»
Первая детская книга Марии Бершадской – «Большая маленькая девочка» – вышла в издательстве «КомпасГид» в 2013 году и сразу же стала лучшей книгой года по версии журнала «Папмамбук». На сегодняшний день написано 12 историй о «большой маленькой девочке».
Героиня Бершадской – персонификация всех трудностей взросления. Жене всего семь лет, и она в прямом смысле и большая, и маленькая: ростом – выше самого высокого баскетболиста, и мама встаёт на табуретку, чтобы её причесать, зато в семье – самая младшая, младше даже таксы Ветки. А ещё Женя переехала в чужой город, где никого не знает и который ей «не впору». Ну просто квинтэссенция детских бед!
Когда с первых же строк обозначается острая проблема, всегда интересно, как автор «выкрутится». Наверное, решения в книге о Жене можно назвать чересчур простыми. В самом деле, уж слишком расхожий сюжет: герой, отвергаемый в начале, кому-то помогает, как-то проявляет свою добрую сущность и в результате перестаёт быть изгоем. Подход напоминает сказкотерапию, используемую в своей работе психологами: сюжет идёт вслед за реальной проблемой ребёнка и счастливо разрешается в сказке. Такие истории не претендуют на художественность, их цель – показать и подсказать возможный выход. Текст Бершадской тоже можно было бы упрекнуть в некотором схематизме, но... много ли мы знаем детских книг на затронутую тему? Так ли хорошо взрослые владеют ситуацией, чтобы помочь детям пережить трудности или этапы взросления? И если книга даёт надежду, если она действительно помогает, можно только радоваться. И ждать, какие ещё ситуации выпадут на долю большой маленькой Жени (а задумана серия из двенадцати книг).
В книжке встречаются и вполне прикладные идеи – как, например, смастерить находчивое дерево, а заканчивается она и того прагматичней – рецептом, как приручить город. Но выбранные автором средства понятны детям именно того возраста, о котором идёт речь, и мы наблюдаем точное попадание в интерес целевой аудитории.
Источники: http://myfamily.by , http://bibliogid.ru
Библиография
Четыре истории о девочке Жене (первые три можно прочитать и в нашей библиотеке):
- Бершадская, М. Большая маленькая девочка. История первая. Как приручить город / Худож. А. Ивойлова. – М. : Компас Гид, 2013. – 32 с. : ил.
- Бершадская, М. Большая маленькая девочка. История вторая. Рецепт волшебного дня / Худож. А. Ивойлова. – М. : Компас Гид, 2013. – 40 с. : ил.
- Бершадская, М. Большая маленькая девочка. История третья. Вышел зайчик погулять… / Худож. А. Ивойлова. – М. : Компас Гид, 2014. – 40 с. : ил.
- Бершадская, М. Большая маленькая девочка. История четвёртая. Семь с половиной крокодильских улыбок / Худож. А. Ивойлова. – М. : Компас Гид, 2014. – 48 с. : ил.