Зеркало истории
📚 ЗАКАЗАТЬ КНИГУ
📕 ПРОДЛИТЬ КНИГУ
💁 ЗАДАТЬ ВОПРОС
  1. Уважаемые читатели! Удовлетворены ли Вы качеством услуг, оказываемых ГБУК "Калининградская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара"?
    Да  
     1 (50%)
    Затрудняюсь ответить  
     1 (50%)
    Нет  
    0 (0%)

Книга месяца

Читаем журнал "Мурр+"

Калининградские авторы

За чёрно-белыми портретами в учебниках и перечнем деяний трудно понять, кем же на самом деле были правители и герои России. Начиная наш проект, мы ставим перед собой задачу расширить горизонты школьных знаний, побудить ребят по-новому взглянуть на прошлое, увидеть личность, а не портретное изображение. Продвигаясь вглубь веков, мы будем заново знакомиться с сильными мира сего. Узнаем, чем они увлекались, как шутили, чего боялись и что не могли себе простить. Ведь российская история, это прежде всего история самодержавия, в которой всё зависело от одного человека – императора. Помимо этого, мы окунёмся в культуру и традиции ушедших веков, вспомним памятные даты и события, навсегда изменившие лик Российской империи.

Полное описание проекта и календарный план


История первая. «Зимний бал»

11.01.2021 14:50:04

Дорогие друзья, если бы мы с вами жили в Российской империи, то больше всего любили бы начало года. Ведь это была пора балов и маскарадов! После строгого поста всем позволялось веселиться до упаду, и вплоть до конца февраля русское дворянство кружилось в танцах, сменяя дворцы и имения.

Ох, что это было за время! Закутанные в тёплые шубы, в каретах и ландо именитые гости стекались на празднество. Мужчины, как правило, были одеты в парадную военную форму, с аксельбантами и бриллиантовыми орденами, дамы хвастались изысканными туалетами. Именно на зимние балы было принято надевать лучшие фамильные драгоценности, а потому богатые залы буквально сверкали в блеске бесценных камней. Да и сами залы были произведением искусства. С начала 19 века в моду постепенно входили хрустальные люстры и светильники, украшение стен зеркалами и позолотой.

Балы давались как частные (вспомните «Войну и мир», вечер у Анны Павловны Шерер), так и царские. Последовательность танцев была строго определена, а у дам имелись специальные книжечки, в которых можно было записать, какому кавалеру какой танец был ею обещан. В русской литературе вы найдёте немало описаний балов, которые, как это часто случалось и в жизни, порой становились судьбоносными в жизни встречавшихся в танце пар.


Балы и маскарады в произведениях русских классиков:

Спрашивайте эти книги в старшем отделе


Вдали от столицы проводились провинциальные балы, на которых главными лицами становились генерал-губернаторы и высшие сановники губерний. А в Санкт-Петербурге, безусловно, не было более ожидаемого и богатого бала, чем бал в Зимнем дворце. Его открывала царская семья. Наши императрицы, все как одна, были прекрасными танцовщицами, но больше других в истории запомнилась супруга Александра Третьего – Мария Фёдоровна. Она обладала природной грацией, и, как вспоминали о ней современники, несмотря на свой маленький рост, стоило ей войти в зал, как все понимали – вот она императрица, так величественно она себя несла.


Император Александр Третий и его супруга Мария Фёдоровна

Мария Фёдоровна так сильно любила танцы, что не ждала особого случая, чтобы устроить бал. И это очень сильно не нравилось её супругу, который, в отличие от жены, предпочитал тихие семейные вечера. А так как у Александра Третьего было прекрасное чувство юмора, он нашёл оригинальный способ заканчивать танцевальные вечера как можно скорее. Наш царь, как и многие представители дома Романовых, был прекрасным музыкантом, он играл на духовых. Когда Мария Фёдоровна собирала небольшой «домашний» бал, царь, желая угодить ей, присоединялся к оркестру. И пока супруга не видела, он жестом, по одному, отсылал музыкантов прочь. Заканчивалось всё тем, что царь оставался совершенно один, играя на гобое. Разумеется, танцевать под него было никак невозможно, и вечер сам собой заканчивался.


Играете на духовых инструментах? Почувствуйте себя в роли Александра Третьего

Спрашивайте нотные сборники в отделе искусств


Но самым знаменитым в русской истории стал бал, которому, увы, суждено было стать последним балом Российской империи. Сын Александра Третьего и Марии Фёдоровны, будущий император Николай Второй, как и его супруга, не любили пышные мероприятия. А когда в 1904 году у них родился сын, страдающий неизлечимым заболеванием крови гемофилией, то у них появился весомый повод более не проводить зимние балы. Так что бал 1903 года стал последним царским балом, хотя до распада империи оставалось ещё четырнадцать лет. Но в историю он вошёл не по этой причине, а потому что это было торжество, аналогов которого Россия ещё не видела. Любивший своего предка, царя Алексея Михайловича, Николай Второй повелел гостям приходить в костюмах 17 века. Ателье и модные дома империи трудились над вышитыми золотом кафтанами, подбивали их соболиным мехом, расшивали драгоценными камнями. Кокошники придворных дам, украшенные фамильными драгоценностями, были поистине произведениями искусства. Сам Николай второй и Александра Фёдоровна предстали в образах царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Милославской.


Император Николай Второй и его супруга Александра Фёдоровна на балу 1903 года

Этот бал-маскарад стал праздником не только для дворян, но и для более низких слоёв. Всех гостей фотографировали для благотворительного альбома, средства от продажи которого пошли для помощи нуждающихся. Именно благодаря этому альбому сохранились уникальные фотографии.

Современная фотохудожница Ольга Ширнина, так же известная как Klimbim [URL: https://www.flickr.com/photos/22155693@N04/albums/72157646882243026], мастерски раскрашивает их. Посмотрите, на эти потрясающие костюмы!


Княгиня Юсупова


Ксения - младшая сестра Николая Второго


Княгиня Оболенская


Корнет Колюбакин

 

А оригиналы этих фотографий можно посмотреть в фонде Национальной электронной библиотеки (НЭБ) [URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_05121438/]. В 1904 году были изданы 10 выпусков, в которые вошли 21 гелиогравюра и 174 светопечати.

 

 

Все варианты изданий альбомов доступны по ссылке.


Прошло время, и Российская империя перестала существовать. Но, как это ни странно, вещи, связанные с этим балом, уцелели. Маскарадные костюмы Николая Второго и Александры Фёдоровны, их головные уборы и туфельки сейчас хранятся в Оружейной палате и в Эрмитаже, так же, как и многие одеяния гостей того вечера. А ещё в советское время была очень популярна колода карт, названная «Русский стиль». Возможно, такие карты есть и у вас дома. Откроем вам секрет – образы для дам, королей и валетов художник позаимствовал с фотографий зимнего бала 1903 года. Вот некоторые из них.

 

Впрочем, традиция зимних балов не исчезла полностью. Мы унаследовали её в детских утренниках и новогодних представлениях. В нашем городе они проводятся в Драматическом театре, Доме искусств, Музыкальном театре. А вы когда-нибудь ходили на «ёлки»?


Глоссарий

Аксельбант – элемент формы, который крепится к плечу под погон или эполет (так в царской России называли округлые погоны с бахромой). Аксельбант напоминает плетёные из шнуров косички.

Гобой – духовой инструмент. Он напоминает дудочку, которую буквально пронизывают кнопки-язычки.

Дамский туалет. Это выражение чаще всего смешит ребят. Под туалетом подразумевается весь образ целиком, начиная от платья, туфелек, веера, заканчивая причёской и украшениями. Мужской туалет тоже можно сказать, но, как правило, это выражение используется очень редко.

Ландо – это четырёхместная коляска, крыша которой может складываться, как в кабриолете. В отличие от карет, они не были закрыты, однако кареты могли позволить себе только очень состоятельные люди. Так что зимой пассажирам зачастую приходилось мёрзнуть и крепче кутаться в шубы.


Советуем прочитать

Балы в художественной литературе:

  • Лермонтов, Михаил Юрьевич. Маскарад : роман / М. Ю. Лермонтов ; предисловие К. Ф. Куликова ; художник Д. А. Асонова. – Москва : Детская литература, 2009. – 204 с. : ил. – (Школьная библиотека). – ISBN 978-5-08-004475-5 – Текст : непосредственный.
  • Пушкин, Александр Сергеевич. Евгений Онегин : роман в стихах / А. С. Пушкин ; художник Н. Кузьмин. – Москва : Детская литература, 2018. – 206 с. : ил. – (Школьная библиотека). – ISBN 978-5-08-005812-7 (в пер.). – Текст : непосредственный.
  • Толстой, Лев Николаевич. Анна Каренина : роман / Лев Толстой. – Москва : «Э», 2017. – 958, [2] с. ; 21 см. – (100 главных книг). – ISBN 978-5-699-82309-3 (в пер.). – Текст : непосредственный.
  • Толстой, Лев Николаевич. Война и мир : роман : в 4 т. / Л. Н. Толстой. – Санкт-Петербург : Азбука, 2015. – (Мировая классика). – Текст непосредственный.
  • Толстой, Лев Николаевич. Юность. После бала / Л. Н. Толстой. – Москва : АСТ, 2007. – 208 с. – (Школьная хрестоматия). – ISBN 5-17-004475-5. – Текст : непосредственный.

 

Познавательная литература:

Дорогие друзья! Мы хотим обратить ваше внимание на потрясающую энциклопедию «Аванта+» – «Пиры, балы, торжества». На глянцевых страницах вы найдёте не только уникальные фотографии бала 1903 года, но и познакомитесь с бальными традициями разных стран и эпох, узнаете множество удивительных фактов о праздничных традициях и торжествах.

  • Пиры. Балы. Торжества : мир энциклопедий Аванта+ / [отв. ред. С. Экштут]. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2009. – 181, [2] с. : ил., цв. ил., факс., портр. – (Самые красивые и знаменитые). – ISBN 978-5-98986-326-6 (в пер.). – Текст : непосредственный.

Спрашивайте книгу в старшем отделе нашей библиотеки.

Нотные сборники:

  • Баласанян, С. А. Школа игры на трубе / С. А. Баласанян ; ред. М. Шпанова. – Москва : Музыка, 2005. – 136 с. – ISBN 5-7140-0336-5.
  • Платонов, Н. И. Школа игры на флейте / Н. И. Платонов ; ред. Ю. Должиков. – Москва : Музыка, 2007, 2012. – 160 с. – ISBN 978-5-7140-0728-6.
  • Пушечников, И. Ф. Школа игры на гобое / И. Ф. Пушечников ; ред. Е. Орехова ; авт. предисл. И. Ф. Пушечников. – Москва : Музыка, 2001. – 106 с. + клавир (56 с.). – ISBN 5-7140-0956-8.
  • Ривчун, А. Б. Школа игры на саксофоне / А. Б. Ривчун ; ред. В. Иванов. – Москва : Музыка, 2013. – 144 с. – ISBN 979-0-706373-77-5.

Источники:

  • Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце // Государственный Эрмитаж : [сайт]. – URL: ссылка (дата обращения: 16.12.2020).
  • Кудрина, Юлия Викторовна. С высоты престола. Император Александр III и императрица Мария Федоровна / Ю. В. Кудрина. – Москва : «Русский мир», 2013. – 576 с. – ISBN: 978-5-89577-134-1.
  • Мясников, Александр Леонидович. Александр III / А. Л. Мясников. – Москва : «Молодая гвардия», 2018. – 608 с. – (Жизнь замечательных людей). – ISBN: 978-5-235-04018-2.

Уважаемые читатели! Приглашаем вас принять участие в викторине и ответить на несколько вопросов по теме статьи.

Пишите ответы в комментариях, заполните форму на последнем слайде или присылайте на электронный адрес: librgaidar@gmail.com.

Укажите, пожалуйста, в тексте сообщения свои имя, фамилию, образовательное учреждение, класс.

Наиболее активные участники проекта по итогам года будут награждены.

Подготовила: Анна Чижова, библиотекарь


Читайте в феврале:

История вторая. «В ожидании весны»

Мы расскажем вам о таинственном исчезновении Александра Третьего и его детей, а также раскроем секрет вековой давности, разгадку которого долго не мог найти весь двор Александра Второго.



Возврат к списку

Основные порталы сферы культуры

img
img
img
img
img
img
img
img
img